Городскому парламенту в этом году исполнится четверть века

«ПД» подробно расскажет о каждом из шести созывов депутатов, сменившихся за этот немалый срок

В непростых условиях, в эпоху политических потрясений, родился петербургский парламент. Но даже тогда депутаты смогли построить городское законодательство с нуля.

Сегодня Законодательное собрание Санкт-Петербурга похоже на хорошо отлаженный часовой механизм. Заседания всех комитетов и комиссий, не говоря уже о пленарных, начинаются минута в минуту. В стенах Мариинского дворца строго соблюдается депутатская конституция – регламент. Но так было не всегда. Чтобы стать настоящим парламентом, высшему представительному органу власти города пришлось пройти большой путь.

«Уважаемые депутаты Городского собрания! Помните, что вы прежде всего петербуржцы, а потом уже депутаты. На данном историческом отрезке времени необходим пример Согласия и Единства. Так пусть он исходит из нашего великого города. От этого зависит будущее не только Петербурга, но и всей России». 

Именно с этого обращения, подписанного выдающимися петербуржцами – академиком Дмитрием Лихачевым, олимпийской чемпионкой Любовью Егоровой, защитником блокадного Ленинграда Михаилом Бобровым и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, – 14 декабря 1994 года началась история петербургского парламента.

Такое обращение появилось неслучайно: выборы 1994 года не были ни простыми, ни спокойными. На каждое из 50 депутатских мест претендовали в среднем по 15 кандидатов. И хотя политические баталии шли на мажоритарных полях, почти два десятка общественно-политических движений и блоков стремились провести своих представителей в Городское собрание Северной столицы. В ходе двух туров удалось избрать 49 депутатов. Последний из народных представителей первого созыва появится в Мариинском дворце только через 2 года. Ни одна из политических сил так и не получила решающего перевеса голосов. Для продуктивной работы в таких условиях нужно было учиться договариваться.

Первый созыв имел ярко выраженный мужской характер. Среди 50 депутатов была лишь одна женщина – Наталия Евдокимова. Именно ей в течение трех созывов предстояло возглавлять комиссию по социальным вопросам. Сегодня Наталия Леонидовна – член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Первым председателем собрания был избран Юрий Кравцов – математик, философ и юрист, в последнем Ленсовете руководивший комиссией по законодательству. Его заместителями стали Виктор Новоселов и Сергей Миронов, в настоящее время возглавляющий фракцию «Справедливая Россия» в Государственной думе РФ.

Около половины законодателей ранее избирались в Верховный, городской и районные советы. Большинство депутатов первого созыва трудились в Мариинском дворце без отрыва от основной деятельности. Однако быстро выяснилось, что при таком объеме насущных проблем требуется профессиональный подход. Уже во втором созыве петербургские парламентарии стали работать на постоянной основе.

В то время в зале заседаний часто можно было встретить и Владимира Путина – первого заместителя председателя правительства Санкт-Петербурга, курировавшего взаимодействие исполнительной власти с Законодательным собранием Северной столицы.

Это взаимодействие складывалось совсем не просто. Мэр города Анатолий Собчак не раз пользовался своим правом вето. И все же совместными усилиями Петербург двигался вперед. За 4 года вступили в действие  222 закона. Несмотря на сложнейшую политическую и экономическую обстановку, моду на радикальные, яркие решения, петербургский парламент издавал документы, которые отличались глубиной проработки и взвешенностью позиций. Многие из них впоследствии стали модельными для других регионов России.

Дольше всего депутаты работали над конституцией города – Уставом Санкт-Петербурга. Он был принят только через четыре года, 14 января 1998 года. Документ закреплял правила жизни Северной столицы, от принципов разделения полномочий органов власти до традиции полуденного выстрела с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. С того времени и до сего дня любой законодательный акт, издаваемый в городе на Неве, должен отвечать ключевому принципу – соответствовать уставу. Именно Устав Санкт-Петербурга спустя полтора десятилетия ляжет в основу главного закона нового российского региона – города Севастополя.

«Депутатам первого созыва пришлось заново создавать правовую систему, законодательную базу города, буквально на ощупь прокладывать неведомую тогда в России дорогу профессионального регионального парламентаризма». – Вячеслав Макаров, председатель ЗакСа Петербурга.

Слово председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслава Макарова:

«В этом году петербургский парламент вступил в свой юбилейный год. Четырнадцатого декабря 1994 года депутаты Городского собрания Санкт-Петербурга на первом заседании приняли историческое решение переименовать его в Законодательное собрание. Это была не просто смена названия – менялись суть и смысл работы главного представительного органа власти города.

Вспомним начало 90-х годов прошлого века – это было время великого перелома, период величайшей экономической и политической турбулентности. Страну сотрясал парад суверенитетов, радикализм и жажда быстрой наживы. Правовой нигилизм разъедал основы государства – жить приходилось зачастую не по закону, а «по понятиям». В таких условиях возвращение общества в правовое поле – задача титанически трудная. И мы должны быть глубоко признательны тем, кто решился взять на себя такую колоссальную ответственность, кто посвятил годы своей жизни служению Санкт-Петербургу.

Депутатам первого созыва пришлось заново создавать правовую систему, законодательную базу города, буквально на ощупь прокладывать неведомую тогда в России дорогу профессионального регионального парламентаризма. На Петербург смотрела вся страна. И депутатский корпус города, несомненно, понимал всю степень своей ответственности. Несмотря на широчайшие фракционные разногласия, в Мариинском дворце старались принимать взвешенные решения.

КОНКРЕТНО

222 закона вступили в действие в 1994-98 гг.

Наиболее важные:

Устав Санкт-Петербурга 

«О системе органов государственной власти Санкт-Петербурга» 

«О Санкт-Петербургской избирательной комиссии» 

«О референдуме Санкт-Петербурга» 

«О выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга» 

«О выборах главы исполнительной власти Санкт-Петербурга» 

«О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» 

«О целевых программах Санкт-Петербурга» 

«Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Никешин, депутат Петросовета, депутат Законодательного собрания всех созывов:

«Первый созыв характерен прежде всего тем, что он стал фактическим правопреемником Петербургского городского Совета народных депутатов. Более трети депутатов до этого работали в Петросовете. И главное, что было привнесено ими в работу первого созыва, – это бушевавшие страсти. То есть все заседания проходили на высокой эмоциональной волне, все вопросы обсуждались долго, и не всегда законопроекты набирали нужное количество голосов, чтобы хотя бы быть принятыми за основу. Однако со временем работа вошла в конструктивное русло.

Все депутаты избирались по мажоритарным округам, и большинство кандидатов не состояли в политических партиях. Они прошли через горнило двухтуровых выборов и были бойцами с очень активной жизненной позицией и участием в законотворческом процессе.

Другой особенностью можно назвать то, что в первом созыве большинство сочетало работу в парламенте с основной трудовой деятельностью. Кроме того, фракции образовывались не по партийной принадлежности, а на основе общности политических взглядов».

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий